Выставка заслуженного художника России Нины Федоровны Девочкиной (1932–2006).

 

DSC_0377.JPGDSC_0344.JPGDSC_0405.JPGDSC_0396.JPGDSC_0433.JPGDSC_0347.JPGDSC_0386.JPGDSC_0421.JPGDSC_0414.JPGDSC_0440.JPGDSC_0428.JPGDSC_0430.JPGDSC_0356.JPG

В конце лета ивановцы имели счастливую возможность прикоснуться к наследию этого замечательного мастера в рамках выставки «Девочкины. Династия продолжается» в художественном музее. Большую часть экспозиции, представлявшей творческие искания трех поколений семьи художников, составили работы основательницы династии. Музей в этот раз сделал акцент на пейзажах и росписи по ткани - Нина Девочкина, одна из основательниц ивановской школы батика, была широко известна как мастер декоративно-прикладного искусства. Ее авторские росписи по шелку украшали интерьеры общественных помещений, становились важной деталью гардероба модниц, демонстрировались на областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках.

Натюрмортов на летней выставке было гораздо меньше. Поэтому выставка в читальном зале ИвГУ (ул. Ермака, 37/7), где представлены узнаваемые натюрморты Нины Федоровны, стала логическим и желанным продолжением экспозиции в музее.

Она показывает живописное искусство художницы, менее известное широкой публике, но не менее значимое. В основе экспозиционного ряда – натюрморты с любимым для автора набором предметов: глиняные, металлические, стеклянные кувшины и вазы, народная керамическая игрушка, цветы, фрукты... Эти работы Нины Девочкиной, обладая несомненной утонченностью и эстетизмом, вместе с тем полны глубоких раздумий: о предназначении человеческого бытия, о труде художника, о скоротечности жизни и вечном возрождении. «Особое обаяние натюрмортам Нины Девочкиной придает ее умение использовать в композиции ткань, - отмечают искусствоведы. - Линялый крестьянский ситчик в мелкий цветочек, яркие павловские шали, бело-золотой шелк, клетчатые скатерти и занавески, домотканые дорожки и восточные ковры становятся «героями» натюрмортов наряду с крестьянской посудой и изысканными восточными кувшинами. Попадают в поле зрения художницы и атрибуты искусства: гравюры, рамы, книги о художниках».

Многие ее натюрморты до краев полны жизни: зрелые плоды, роскошные цветы и ткани, отполированная до блеска посуда звучат гимном благодарности за щедрость природы и божий дар создавать прекрасное. Но немало у Нины Федоровны и буквальных натюрмортов, тех самых, что переводятся с французского как «мертвая природа». Чучела птиц и зверей, охотничьи ножи, сухие травы, поникшие букеты… Живописец предлагает нам свою трактовку темы увядания, так нехарактерной для социалистического реализма. Все эти символы умирания меркнут перед красотой рукотворных объектов, перед неизбежным круговоротом возрождения. Жизнь не заканчивается. Пусть травы давно высохли – но распускается под весенним лучом веточка вербы. Пусть не горят свечи – но поднимается легкий дымок над чашкой кофе. Пусть стали замерли репродукциями на страницах альбомов творения великих художников – но сила их гения дарит вдохновение следующим поколениям… Оптимизм и вера в высшее предназначение художника – вот основные черты творчества Нины Девочкиной. Выставка продлится до конца октября.

Рабочий край .Анна Кораблева.09.10.2017.


AdmirorGallery 4.5.0, author/s Vasiljevski & Kekeljevic.